Новости медицины с Реальным Ученым: потерять немного жира и получить взамен новое сердце

Исследователь из Гарварда, основатель Интернет-канала Real Scientists специально для читателей «КП» рассказывает о сложных вещах понятно и образно, в этот раз — о том, как получить в лаборатории человеческие органы.
ДОСЬЕ «КП»
Алекс Тышковский - эксперт по биомедицинским технологиям, научный сотрудник лаборатории исследований старения Медицинской школы Гарварда, кандидат биологических наук, основатель и ведущий Интернет-канала «Real Scientists» (Реальные ученые).
НЕМНОГО НАУЧНОЙ МАГИИ
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии», – говорил писатель-футурист Артур Кларк. Что ж, на этой неделе учебная программа Хогвартса пополнилась еще одним заклинанием.
В ходе нового исследования, опубликованного в научном журнале Advanced Science, ученым впервые удалось в буквально смысле слова напечатать на 3D-принтере целое сердце, состоящее из самых настоящих человеческих клеток. Причём, анатомически оно практически не отличалось от натурального, вплоть до структуры пронизывающих его кровеносных сосудов.
Но, пожалуй, самое главное, что в качестве «чернил» при создании такого сердца выступают собственные клетки человека. В результате биопсии ученые получили образец жировой ткани, после чего с помощью современных методов биоинженерии (такие заклинания даже в Хогвартсе не проходят) перевели жировые клетки в эмбриональное состояние – так называемые индуцированные плюрипотентные клетки. Будучи схожи с эмбриональными, они способны превращаться в любые типы клеток организма, будь то мышечные волокна, лейкоциты или нейроны. Еще немного научной магии - и ученые вырастили из них клетки сердечной мышцы и стенок кровеносных сосудов, после чего «зарядили» их в принтер. Ну, а в качестве гидрогеля, цементирующего клетки друг с другом, исследователи использовали межклеточное вещество из того же самого образца жировой ткани. Одним словом, только натуральные ингредиенты.
Как получить в лаборатории человечские органы?Фото: Личный архив героя публикации
В ЧЕМ ПОДВОХ
Конечно, основное применение, которое могла бы иметь такая технология – выращивание органов для трансплантации. К тому же использование собственных клеток человека в качестве строительных материалов значительно снижает вероятность отторжения нового органа со стороны иммунной системы. А это крайне важная особенность, которая значительно повышает вероятность выживания пациентов после операции и, как следствие, делает технологию еще более заманчивой. Да и вообще, потерять немного жира и получить взамен новое сердце – таких предложений вы не увидите даже в черную пятницу!
Безусловно, эта новость не может не вызывать восхищения от того, насколько сильно мы приблизились к тем технологиям, о которых раньше слышали только в научно-фантастических книгах и фильмах. Впрочем, несмотря на по-настоящему фантастические результаты, достигнутые учеными, до практического применения здесь все еще далеко. В чем же подвох?
Дело в том, что на данном этапе выращенное сердце не превосходит по размеру кроличье и является лишь моделью этого органа, пусть и очень точной. Структурно оно отлично воспроизводит реальное сердце и состоит из тех же клеток, но пока не способно к самому главному – функционированию. И, хотя каждая клетка представляет собой рабочую единицу, они не взаимодействуют между собой так же, как это происходит в реальном органе. Это как компьютер, в котором есть все необходимые транзисторы, конденсаторы и другие элементы, но они не соединены между собой в единую рабочую электрическую цепь. Хотя внешне такой компьютер будет очень похож на настоящий, посмотреть на нем новый сезон «Игры престолов» у вас вряд ли получится. Разве что ночные сцены и без звука.
Алекс Тышковский дал интервью"КП"Фото: Личный архив героя публикации
ОТДАТЬ ВСЕ В РУКИ ПРИРОДЫ
Впрочем, в отличие от транзисторов, клеткам свойственна самоорганизация. Обмениваясь определенными сигнальными молекулами, со временем они формируют слаженную систему. А значит, вручную собирать из клеток правильную «электросхему», скорее всего, не придется. Достаточно будет поддерживать комфортную для их культивации среду. Так что есть все шансы, что в будущем исследователи доработают технологию и научатся превращать напечатанное сердце в настоящий работающий орган.