Новости медицины с Реальным Ученым: секс защищает человечество от рака

Исследователь из Гарварда, основатель Интернет-канала Real Scientists специально для читателей «КП» рассказывает о сложных вещах понятно и образно, в этот раз — про новое открытие о том, зачем нам нужно половое размножение
ДОСЬЕ «КП»
Алекс Тышковский - эксперт по биомедицинским технологиям, научный сотрудник лаборатории исследований старения в Гарвардской медицинской школе и МГУ, кандидат биологических наук, основатель и ведущий Интернет-канала «Real Scientists» (Реальные ученые).
АЛЬТЕРНАТИВЫ В ПРИРОДЕ: ПОЧКОВАНИЕ, ОТРОСТКИ, СПАРИВАНИЕ
Вы когда-нибудь задумывались о том, зачем нам секс? «Простой вопрос», - скажете вы: «Для удовольствия. Для продолжения рода». Все так, но почему именно секс, именно половое размножение? Ведь живые организмы могут воспроизводиться и другими, более простыми способами. Например, почкованием, как это делают гидры, или вегетативно, как растения. Представьте: выпадает у вас волос, а через пару дней из него уже прорастает ваша маленькая копия. Может быть, не так приятно и романтично, но зато куда менее затратно с точки зрения биологии. К тому же, не нужно тратить время и силы на поиски второй половинки. А мужская половина человечества не будет лишена возможности давать потомство – никакой половой дискриминации.
Почему же эволюция пошла по пути сексизма и разделила нас на два пола? Ответ не так уж прост. И до сих пор эволюционные биологи предлагают на этот счет новые теории. Так, несколько дней назад в журнале PLOS Biology ученые представили новую гипотезу, в которой преимущество полового размножения было связано с главной болезнью XXI века – раком.
КАК УСКОРИТЬ ЭВОЛЮЦИЮ
Но вначале обсудим, какие теории уже существуют в научном сообществе. Традиционно пользу секса связывают с более высокой скоростью закрепления полезных признаков. Из поколения в поколение наша генетическая информация подвергается изменениям – мутациям. Если мутация дает организму преимущество, то он оставляет больше потомства, и эта мутация сможет сохраниться в будущих поколениях. Если же она оказывается вредной, то организм погибает, а вместе с ним – и все надежды мутации на закрепление.
Однако, возникновение мутаций – дело небыстрое. И редкое, особенно если речь идет о полезных. А теперь представьте, что, например, у какой-нибудь древней рыбы появилась гипотетическая мутация, подарившая ей ноги. В это же время у другой рыбы появилась другая абстрактная мутация, давшая ей легкие, то есть возможность дышать кислородом из воздуха. Вместе эти мутации позволили бы рыбам выйти на сушу и освоить новую, незанятую на тот момент, нишу. Однако, если бы рыбы размножались только бесполым путем, то потомки каждой из них получили бы лишь по одной мутации, и вторую им пришлось бы «добирать» самим. В то же время, в результате полового размножения потомство этих двух рыб сможет получить обе мутации разом. Пусть каждая из них и появилась независимо в разных организмах. Благодаря такому перемешиванию генетической информации половое размножение повышает разнообразие потомства и, таким образом, ускоряет эволюцию.
Исследователь из Гарварда, основатель Интернет-канала Real Scientists специально для читателей «КП» рассказывает о сложных вещах понятно и образноФото: Личная страница героя публикации в соцсети
ИЗБАВИТЬСЯ ОТ «ГЕНЕТИЧЕСКОГО ШУМА»
Но комбинирование полезных признаков – не единственное преимущество полового размножения. Помимо этого оно позволяет потомству отделять зерна от плевел. Другими словами, фиксировать только полезные мутации, отбраковывая вредные. Представим, что в материнской ДНК возникли сразу две мутации: одна полезная и одна вредная. При бесполом размножении потомок неизбежно получит обе родительские мутации. И все его потомство также будет нести это бремя. А значит, либо обе эти мутации закрепятся в популяции, либо обе исчезнут вместе с ее обладателями. В то же время, в ходе полового размножения ребенок получит лишь половину генетического материала родителя. А значит, сможет появиться потомок, который унаследует лишь одну, полезную, мутацию. Без ненужного генетического «шума».
Впрочем, чтобы дать половому размножению проявить все его плюсы, родители потомка должны быть далеки друг от друга в генетическом смысле. Другими словами, не быть близкими родственниками. В противном случае, перемешивание генов, напротив, может обернуться большой угрозой для здоровья ребенка.
ПОЧЕМУ ПОГИБЛА ДИНАСТИЯ ГАБСБУРГОВ