Разработан новый класс антибиотиков против бактериальной устойчивости

Ученые института Wistar (Филадельфия, Пенсильвания, США) разработали новый класс противомикробных соединений, которые уникальным образом сочетают в себе прямое уничтожение всех устойчивых к лекарствам патогенных бактерий с одновременным иммунным ответом в борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам.

Команда утверждает, что стратегия иммуноантибиотиков двойного действия может стать новой вехой медицины.

По словам доктора философии, доцента Центра вакцин и иммунотерапии, руководителя и автора работы Фароха Дотивала, использована двойная стратегия для разработки новых молекул, которые могут убить трудноизлечимые инфекции, поскольку одновременно в работу включается иммунитет.

Всемирная организация здравоохранения объявила устойчивость патогенов к противомикробным препаратам одной из 10 основных угроз общественному здоровью человечества. По ее оценкам, к 2050 году устойчивые к антибиотикам инфекции могут уносить 10 миллионов жизней каждый год и стоить мировой экономике 100 триллионов долларов.

Список бактерий, которые становятся устойчивыми к лечению всеми доступными антибиотиками, растет, что вызывает острую потребность в новых классах лекарств. При этом в разработке находится несколько новых препаратов.

Существующие антибиотики нацелены на атаку бактериальных функций, однако бактерии приобретают лекарственную устойчивость, меняя мишень, против которой направлен антибиотик и инактивируя лекарства.

Ученые посчитали, что с учетом иммунной системы, бактерии не смогут атаковать одновременно на двух разных фронтах, что и затруднит их сопротивление.

Работа была сосредоточена на метаболическом пути, важном для большинства бактерий, и сделали его мишенью для антибиотиков.

Лаборатория нацелена на фермент IspH, важный в биосинтезе изопреноидов, как способ заблокировать этот путь и убить микробы. Учитывая широкое присутствие IspH в мире бактерий, такой подход будет эффективным для широкого спектра бактерий.

Исследователи использовали компьютерное моделирование для проверки нескольких миллионов соединений и выбрали наиболее мощные ингибиторы функции IspH в качестве отправной точки для открытия лекарств.

Команда обнаружила, что ингибиторы их соединения стимулировали иммунную систему лучше, чем другие современные классы антибиотиков, и поражают много видов патогенных бактерий, но нетоксичны для клеток человека.

По словам ученых, бактерии, скорее всего, не выработали механизмы устойчивости к механизму действия соединения, а двойная защита может отсрочить появление бактериальной устойчивости.

Исследователи считают, что инновационная стратегия может стать новой вехой в мировой борьбе с устойчивостью патогенов, и создать тандем взаимодействия антибиотиков с естественной силой иммунной системы.