Комментарии

Российские ученые открыли новый штамм клещевого энцефалита

Ученые Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН совместно с коллегами из Института систематики и экологии животных открыли новый вид вируса клещевого энцефалита и назвали его обским.

Он пополнил уже имеющуюся коллекцию из субтипов трех вирусов - восточного, европейского и сибирского. Новый штамм похож на сибирский, однако отличается генетически с разницей в 12% по нуклеотидной последовательности.

По словам ученых, это больше сибирский субтип, но похож на другие больше остальных. Он имеет уникальную структуру белков, некоторые варианты аминокислотных остатков не были описаны ранее.

Также выделены биологические свойства нового вируса, которые назвали слабопатогенным, у него низкая способность проникать в мозг. Патогенность для человека на данном этапе не известна. Однако данные о новом штамме следует учитывать при создании вакцин и тест-систем.

Ученые считают, что возраст нового вируса относится к наиболее древней линии сибирского субтипа. Ранее считалось, что самая старая – балтийская ветка. Обская линия отделилась от общего предка примерно 1,5 тысяч лет назад. Чтобы узнать это, ученые проанализировали геномы разных штаммов вируса, оценили скорость эволюции и высчитали, в какой момент эта группа отделилась от предков.